Олигофрения: симптомы и лечение

Воскресенье, 28 Авг 2011

Олигофрения: симптомы и лечение

Олигофрения - состояние, при котором у человека отмечается значительное снижение интеллектуальных способностей, так что ему требуется забота и уход какого-либо другого лица, а также специальное обучение. Данное состояние называется также слабоумием (mental deficiency), а человек с задержкой умственного развития называется психически неполноценным человеком. В соответствии с коэффициентом интеллекта это состояние может классифицироваться как слабая задержка умственного развития (IQ = 50-70), от средней до сильной (IQ = 20-50), а также глубокая (IQ менее 20). Люди, страдающие небольшой задержкой умственного развития, часто могут хорошо приспособиться к жизни после получения ими соответствующего образования и специальной помощи. Людям со средней или сильной задержкой умственного развития для адаптации к жизни требуется значительно большая помощь, причем чаще всего они все равно остаются зависимыми от других людей; больным с глубокой задержкой умственного развития требуется постоянное наблюдение и внимание окружающих.

Существует множество причин задержки умственного развития, в том числе синдром Дауна, наследственные нарушения обмена веществ в организме, травмы головного мозга, а также сильные психические потрясения; в некоторых случаях развитие задержки умственного развития можно предотвратить или устранить с помощью специальных лекарственных препаратов.

Идиотия — самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления. Восприятия, по-видимому, неполноценны, внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь. Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна, с аграмматизмами. Они могут произносить несложные фразы. Развитие статических и локомоторных функций происходит с большой задержкой, больные осваивают навыки самообслуживания, например самостоятельно едят. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление. Дебилы в отличие от имбецилов нередко обладают довольно развитой речью, в которой, однако, выражены подражательные особенности, пустые обороты. В поведении они более адекватны и самостоятельны, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость. У них выявляются слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным для них затруднителен. Дебилы обучаемы в школе, при этом обнаруживаются медлительность и инертность, отсутствие инициативы и самостоятельности. Они овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

Лечение олигофрении

Зависит от ее причины и носит сугубо симптоматический характер. Для улучшения обменных процессов назначают ноотропы, церебролизин, глютаминовую кислоту, липоцеребрин, проводят витаминотерапию. Для снижения внутричерепного давления делают вливания магнезии, назначают глицерин, диакарб.

При сильной заторможенности применяют стимуляторы (сиднокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и т.д.). При возбуждении назначают нейролептики, при наличии припадков — противосудорожные средства.

Эффективность лечения тем выше, чем раньше оно начато. Большое значение имеют коррекционные лечебно-педагогические мероприятия (олигофренопедагогика), в т.ч. обучение умственно отсталых детей и подростков в специализированных учреждениях (например, вспомогательных школах, интернатах, специальных ПТУ)

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: