Как заставить учащихся воспринимать новый материал готовясь к ЕГЭ по математике

Вторник, 21 Май 2013

Рассмотрим несколько приемов, которые, как показывает опыт, заметно способствуют лучшей подготовке к восприятию нового материала при подготовке к ЕГЭ по математике.

Учитель математики начинает урок математики с изложения информации о теме занятия и его цели. Это очень важный организационный элемент урока. Объ­явление плана урока, его цели, как правило, мобилизует на работу, заинтересовывает школьников, делает понятным каж­дый шаг учителя на уроке.

Учитель создает эмоциональный настрой, располагающий учеников к работе. Достигается это тем, что умело, интересно ведется урок математики, рассуждения учителя математики логичны и ясны, он выдержан, уверен в себе и с большим уважением относится к ученикам. Все это, бесспорно, предрасполагает к учению, со звонком на урок создает атмосферу ожидания. Начало уро­ка здесь редко бывает одинаковым. С чего же сегодня начнет­ся работа? Необъяснимая, парадоксальная демонстрация. Наб­людают дважды — и оба раза результат противоречит здра­вому смыслу. Ну как тут не заинтересуешься поиском объяс­нения! И никто в классе не заметил, что изучение нового мате­риала уже началось.

Положительную эмоциональную атмосферу, подготавливаю­щую восприятие, обеспечивает любой правильно поставленный опыт, сайт учителя математики или другое средство наглядности.

Для подготовки восприятия рекомендуется также исполь­зовать несколько вопросов, чтобы показать, на сколько важна пробле­ма, которую предстоит разрешить, сколь она необычна, важна и т. д. Начинается оживленная дискуссия. Учитель математики только направляет ее, не лишая ребят радости «открытия».

Хороший эффект при подготовке ребят к пониманию нового для них материала дает использование личного опыта учащихся. Часто бывает полезно сделать информационный «задел» на следующий урок.

Хорошо подготавливают учащихся младшего и среднего возраста к восприятию нового материала всевозможные игро­вые приемы.

Учитель может также поставить перед объяснением мате­риала ряд вопросов, которые вызывают чувство ожидания и удивления.

Необходимо выделить связь нового материала с тем, который был изучен ранее. Это необходимо, чтобы заострить внимание на важности изученного, но, главное, актуализировать знания, подготовить их для восприятия новых знаний. Чаще всего такой урок начинается с повторения пройденного, с оп­роса. Система вопросов в своей совокупности должна быть такой, чтобы подвести ответами на них к новому материалу, к новой теме. Таким образом, изучение нового будет, естественно, подготовлено первой частью урока.

Восприятие, понимание нового материала. Итак, учитель подготовил учащихся к восприятию нового материала на уроке, вызвал у Них определенное желание и стремление работать, класс хочет и может постигать новое. Теперь задача учителя, максимально активизируя класс, — организовать подготовку к ЕГЭ по математике и изучение но­вого материала. При этом мы предполагаем, что учитель, го­товясь к уроку, разделил новый материал на законченные в смысловом отношении части, продумал, какими способами лучше всего дойти до цели в данном уроке математики, как кон­кретно привлечь учеников к усвоению материала.

Изучение подовляющего большинства вопросов нужно начинать опираясь на общий план речи. Это позволяет ребятам следовать за ходом мысли преподавателя, понимать, для чего проделываются те или иные умозаключения.

На самом же деле он не понимает какую-то одну деталь вывода или несколько деталей сразу. Учитель, как правило, объясняет так, как понятно ему. А чтобы понял ученик, нужно рассуждать так, как рассуждает ученик.

В практике работы школы еще типична такая картина. Учи­тель продемонстрировал доказательство сложной теоремы, вы­вел трудную формулу, закончил сложный анализ произведения, события, эпохи и задает вопрос: «Кто понял, поднимите руку?» Учитель старался, много готовился, говорил почти весь урок. Он вправе ожидать морального удовлетворения хотя бы от созерцания леса поднятых рук. Однако поднимается одна-две руки. Он явно расстроен. «А кто не понял?» Молчание. На этот вопрос почти никогда не бывает ответа.

Чтобы ученик понял то, что объясняет или демонстрирует учитель, ему необходимо четко определить новизну объясня­емого, провести классный час, выяснить связи и отношения нового с ранее усвоенным, установить недостающие ему знания для восприятия и пони­мания или непонимания нового, а это далеко не просто. Ведь если ученику под силу проанализировать свое непонимание, то он наверняка где-то догадается и что-то запомнит. Но если ученики не поняли каждый в своем месте, то для них теряется смысл дальнейших рассуждений учителя. Иная картина, если при изучении нового материала мы разделили его на закон­ченные в смысловом отношении части. Каждый ученик сначала воспринял их существование и значение в виде плана. Затем рассматривается каждая часть в отдельности, детально. Наи­более   трудные   выводы,   рассуждения   кратко   повторяются   с помощью серии продуманных вопросов. Затем также кратко повторяются рассуждения в целом, как правило, с помощью учащихся. Получается, таким образом, трехразовая выверка деталей, но на различных уровнях детализации и существен­но разными способами.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: